Сегодня в истории мирового телевещания произошло эпохальное событие: усилиями северокорейского государственного телеканала миллионы людей на планете получили возможность в прямом эфире наблюдать за церемонией похорон Ким Чен Ира.
{module Google Links}
Судя по кадрам трансляции из Северной Кореи, все происходит с поистине эпическим размахом. Тело любимого руководителя все утро возили по заснеженному Пхеньяну под рыдания многочисленной толпы. А сами похороны растянули на два дня. Ожидается, что в четверг забальзамированное тело Ким Чен Ира поместят в мавзолей Кымсусан, где покоится его отец.
В Северной Корее считалось, что Ким Чен Ир может управлять погодой. В день своих похорон он назначил бурю и метель. Снег убирали с утра чем придется: деревянными щитами, вениками — снегоуборочной техники здесь никто не видел. Отец-генерал совершил последнюю поездку по улицам столицы, где он безраздельно правил 17 лет.
«Открой глаза, отец-генерал! На кого же ты нас покидаешь?» — плакали граждане страны чучхе. Десятки тысяч вышли на улицы и выстроились ровными рядами на всем пути следования — это 40 километров. Было видно, что собравшиеся порядком замерзли, у большинства не было не только шапок, но и перчаток. Сильнее всего бились в рыданиях первые ряды, а стоявшие сзади наблюдали скорее с любопытством.
Отдельные граждане перед камерой вспоминали, например, как добрый генерал с широкой улыбкой на лице посетил их универмаг и обрадовался. А диктор подхватывал: «Ты слышишь, генерал?».
Увидеть сразу столько жителей этой секретной страны — большая редкость. Аналитики наверняка обратили внимание, вот что одеты первые и последние ряды, как ведет себя толпа. Были моменты, когда напиравшие сзади прорывали оцепление военных, и однажды камера выхватила, как толпа бросается буквально под колеса катафалка — картинку немедленно сменили.
Процессия началась у дворца Кымсусан, где покоится Ким Ир Сен — отец Ким Чен Ира. В последний путь «любимый руководитель» отправился на отцовском автомобиле Lincoln Continental. Первым у катафалка шел наследник Ким Чен Ын, одетый в черное пальто. Рядом с ним шел его дядя Чан Сон Тхэк — могущественный зампред Комитета обороны, переживший чистку и дворцовые интриги, а также начальник штаба Ли Ен Хо и военный министр Ким Ен Чхун. Полагают, что это и есть новое руководство КНДР. А вот других сыновей Ким Чен Ира сегодня наблюдатели нигде не заметили.
Траурная процессия проехала мимо триумфальной арки и роддома. Медперсонал покинул родильные покои, чтобы спросить: «Слышишь ли крики новорожденных?». Почти три часа катафалк ездил по улицам, и вслед ему неслась песня «Генерал, не выходи в снежный день». В прошлом жители Северной Кореи очень беспокоились, что Ким Чен Ир поведет машину сам и попадет в занос на снежной трассе.
Любопытно, что съемку вели сегодня многие официальные фотографы, но в толпе не было ни одного человека с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть этот исторический момент. Совершив полный круг по столице, усопший лидер вернулся во дворец Кымсусан. Точно неясно, будет ли он, как и отец, забальзамирован и помещен в стеклянный саркофаг. Сообщалось, что специалисты из Москвы уже прибыли. В Южной Корее проведали, что во дворец перенесут вагон спецпоезда Ким Чен Ира, его лимузин, одежду и рабочей стол.
Завтра генерала попробуют пробудить в последний раз. По всей Северной Корее прогремят пушечные залпы, прозвучат гудки всех локомотивов и судов. И только тогда жители впервые после наступления траура перестанут биться в рыданиях и три минуты помолчат.
{module Google Links}